Кран Маевского

Одна из главных проблем отопительных систем заключается в неизбежном выделении и накапливании воздуха в отдельных элементах. Некоторые детали радиаторов находятся выше, чем подведенные к ним трубы, поэтому в них создаются воздушные карманы, значительно снижающие их эффективность. В начале 20-го века для удаления воздуха на отопительных батареях устанавливались обычные краны.

В 1931 и 1933 годах конструкторы Роев и Маевский независимо изобрели аналогичные устройства. Некоторые конструктивные преимущества сделали кран Маевского более распространенным, и сегодня именно это устройство с определенными усовершенствованиями используется практически во всех отопительных системах. К слову, в официальной документации оно именуется «Игольчатым радиаторным воздушным клапаном», а фамилия конструктора упоминается только в разговорном названии крана.

Принцип действия крана Маевского

Основным узлом устройства является игольчатый механизм, обеспечивающий высокую герметичность и позволяющий при необходимости стравливать воздух. Когда в батарее отопления или полотенцесушителе накапливается воздух, его верхняя часть перестает нормально прогреваться, поэтому кран Маевского всегда устанавливается в самой верхней точке. К слову, многие устройства уже с завода имеют в своей конструкции встроенный воздушный клапан.

Существует как ручной вариант крана, так и автоматический. В обоих случаях основным запорным элементом является конусный шток, полностью закрывающий отверстие для стравливания. Ручной кран можно открыть плоской отверткой или специальным четырехгранным ключом.

Автоматический клапан имеет поплавок, который подпирает запорную иглу, когда вода доходит до верхнего уровня. Как только в радиаторе возникает воздушный карман, поплавок опускается, игла открывает выпускное отверстие, и весь лишний воздух стравливается, после чего игла снова возвращается на место.

Выпускается также клапан со встроенным предохранителем, который автоматически открывается, когда давление в системе превышает 15 атмосфер. Это позволяет защитить радиаторы от разрыва при гидроударах, но при срабатывании подобной защиты в помещение может попасть достаточно большое количество воды (хоть и гораздо меньшее, чем при разрыве радиатора).

Особенности конструкции

Устройство состоит из корпуса, запорного клапана и винта. Для управления используется четырехгранная головка под сантехнический ключ или прорезь под шлицевую отвертку. Автоматические клапаны имеют в конструкции специальный поплавок и пружину. Чтобы запор открылся, вода не должна доставать до поплавка, а давление воздуха внутри радиатора должно достичь определенного значения, при котором пружина позволит механизму сработать.

В современных моделях часто встречается ручка-бабочка, позволяющая открывать кран без применения каких-либо инструментов. Наличие ручки несколько противоречит изначальной задумке, которая заключалась в том, чтобы сделать использование крана неудобным (для предотвращения несанкционированного разбора воды). Но поскольку сейчас такая проблема неактуальна, кран Маевского больше не рассматривается как «защита от дурака».

Корпуса воздушных клапанов изготавливаются из латуни или нержавеющей стали. Поскольку вода в отопительных системах часто имеет повышенную химическую активность, сплавы должны иметь высокую коррозиестойкость. Выбирая клапан, важно обратить внимание, чтобы присоединительный диаметр соответствовал резьбе радиатора. В продаже представлены устройства на все стандартизованные размеры: 1 дюйм, 1/2 и 3/4 дюйма.

Как стравить воздух при помощи крана Маевского

Перед данной операцией желательно подготовиться к эксцессам. Под батарею нужно поставить объемную миску для воды, а рядом положить большую тряпку. Далее, воспользовавшись плоской отверткой или квадратным ключом, необходимо провернуть головку крана на 180 градусов против часовой стрелки. Послышится характерное шипение, свидетельствующее о выходе воздуха.

Как только пойдёт вода, кран необходимо закрыть тем же способом. Обычно пропускное сечение не превышает 2 мм, благодаря чему воздух выходит достаточно быстро, а вода при достижении максимального уровня сочится достаточно слабо, однако медлить не стоит.

Сильный поток воды может мешать стравливанию воздуха (даже в вертикальной трубе воздушные пузырьки прекращают движение вверх уже при скорости воды 0,25 м/с). Поэтому перед процедурой желательно выключить все насосы для принудительной циркуляции теплоносителя, к которым имеется доступ.

Установка и обслуживание клапана

Для того чтобы самостоятельно установить кран Маевского, особых навыков и специализированного оборудования не требуется (достаточно разводного ключа). Используются стандартные диаметры резьбы, поэтому главное – угадать с присоединительным размером. Если кран требуется установить на чугунный радиатор, то придется самостоятельно высверлить отверстие и нарезать резьбу. Никаких других сложностей не возникнет. Если радиатор подключен к централизованной системе отопления, монтаж нужно осуществлять летом, когда вода в контуре отсутствует.

Из-за мусора в теплоносителе запорный механизм может засоряться, поэтому его необходимо регулярно прочищать (это можно сделать обычной стальной иголкой). Автоматические клапаны более уязвимы к замусориванию, поэтому при подключении к централизованной системе отопления их лучше не применять. Иногда прочистка не помогает, либо кран начинает пропускать воду. В таких случаях его необходимо заменить, как было описано выше. Если резьба не поддается, можно капнуть на неё немного керосина (прикладывать при откручивании слишком большое усилие недопустимо).