Особенности взыскания задолженности по ЖКУ

Многие полагают, что работа, связанная с взысканием задолженности за жилищно-коммунальные услуги, является относительно легкой и не требующей серьезной профессиональной подготовки. Хотелось бы обратить внимание на такие возникающие при взыскании задолженности за ЖКУ сложности, как:

  • отсутствие информации о точной сумме задолженности;
  • неверное понимание трудозатрат и трудностей, возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций (далее – УО);
  • отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством.

Рассмотрим каждый из указанных аспектов подробнее.

Отсутствие информации о точной сумме задолженности

Ни одна из УО, с которыми мне довелось работать, не могла сразу указать точную сумму задолженности по ЖКУ. Многие скажут – мол, много работы, и информация постоянно меняется. В свою очередь отмечу, что эти данные очень важны и руководство УО обязано постоянно их актуализировать, поскольку это прежде всего их доходы, от которых напрямую зависят качество услуг, закупка материально-технической базы и т.д. Кроме того, не стоит забывать, что органы прокуратуры, как правило, раз в год проверяют работу по взысканию долгов за ЖКУ согласно ст. 22 Закона о прокуратуре, и в случае непредоставления информации или отсутствия работы по взысканию задолженности УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Таким образом, руководителям УО необходимо постоянно проверять суммы задолженности по многоквартирным домам, которые они обслуживают, и иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьезный удар по ее репутации.

Неверное понимание трудозатрат и трудностей в работе юристов по данному направлению

Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ не нуждается в особом подходе или подготовке: достаточно иметь одного специалиста по данному направлению – и процесс взыскания пойдет сам собой.

Полагаю, это серьезное заблуждение. Представьте УО, обслуживающую более десятка многоквартирных домов. В каждом доме, как правило, есть должники, и работать нужно не с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. В связи с этим временные и трудозатраты возрастают на порядок. Параллельно ведется работа по исполнительному производству и направлению претензий должникам – юридическим лицам. Более того, несмотря на заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, все равно существует категория лиц, принципиально не согласных с оплатой долгов по ЖКУ и обжалующих заявления на выдачу судебных приказов, в результате чего возникает необходимость обращаться с иском в суды. Это существенно замедляет работу по взысканию, поскольку времени и документации по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ требуется гораздо больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства.

В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ функции юридического обслуживания нередко совмещаются с секретарской деятельностью и иными административно-хозяйственными функциями. Представьте, какой объем работы выполняют юристы: это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в судебных, в том числе административных, процессах по представлению интересов компании, и работа с госорганами и организациями, создание локальных нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок госорганов, консультации различным отделам и работникам, договорная работа и взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что даже в крупных УО все перечисленные функции выполняет один человек. Считаю, что все это ведет к дестабилизации деятельности юриста, его чрезмерной загруженности и, как следствие, – рутине, из-за которой выделить время именно на должников очень сложно.

В связи с этим считаю, что решать указанные вопросы возможно, только четко планируя деятельность и ее направления для юриста, а также выделив желательно двух специалистов непосредственно на работу по взысканию долгов, так как у многих УО огромные суммы дебиторской задолженности и один человек физически не в состоянии справиться с данной задачей. Например, как отмечал глава Минстроя России Владимир Якушев на совещании Президента России с членами правительства, «общая задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России не сокращается и составляет на сегодняшний день порядка 1,3 триллиона рублей». При этом он добавил, что из названной суммы задолженность населения – около 810 млрд руб., бюджетных организаций – 60 млрд руб., прочие потребители задолжали 400 млрд руб.

Как видим, к взысканию долгов за ЖКУ необходимо относиться с особой тщательностью. Для успешной работы в этом направлении необходимо наличие в организации двух сотрудников, один из которых будет заниматься исключительно составлением перечня должников, их обзвоном, а также сбором и подготовкой документов для вынесения судебных приказов с их последующей передачей в ФССП, а другой – представлением интересов компании в исковом производстве по взысканию задолженности.

Работу по исполнительному производству целесообразно разделить между указанными сотрудниками, один из которых будет вести исполнительное производство в рамках вступивших в силу судебных приказов, а другой – выданных исполнительных листов.

Отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством

В организации работы по взысканию без плана и сроков его реализации, на мой взгляд, обойтись невозможно – в противном случае не исключены волокита и неразбериха в документации, что приведет к дестабилизации деятельности по взысканию долгов за ЖКУ. Для решения проблемы предлагаю примерный план-инструкцию, состоящий из трех блоков:

  • претензионно-исковая работа с юридическими лицами;
  • претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями) жилых помещений;
  • исполнительное производство.

Однако прежде всего необходимо определить сумму, с которой можно начинать работу по взысканию долга.

Во-первых, можно взять за основу норму п. 118 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у него задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного между потребителем-должником и исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность по каждому из них в отдельности. Таким образом, сумма задолженности – это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более чем вдвое. Однако если должник проживает в «старых» домах (например, пятиэтажках), где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, на мой взгляд, нет оснований приступать к взысканию сразу в судебном порядке, так как сумма будет довольно мала.

Во-вторых, определение суммы долга исходя из МРОТ по региону. Эта сумма уже может быть больше, чем две оплаты ЖКУ, но все равно сравнительно небольшая.

В-третьих, определение суммы долга исходя из средней заработной платы по городу или региону. Полагаю, это оптимальная сумма, которая является довольно значительной для начала работы по долгам за ЖКУ в полном объеме, включая судебную стадию.

Претензионно-исковая работа с юридическими лицами

Данный блок целесообразно разделить на две части: работа по взысканию долгов за ЖКУ с юридических лиц в приказном производстве (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с суммой иска до 50 тыс. руб.) и в общем порядке рассмотрения споров в арбитражном суде (свыше 500 тыс. руб.).

Работа подразделяется на стадии:

  • запрос и получение списка должников в бухгалтерии;
  • обзвон должников, составление плана работы с каждым из них;
  • решение вопроса о заключении соглашений о рассрочке оплаты долгов по ЖКУ;
  • составление претензии по списку должников;
  • отправление претензий по почте, нарочным;
  • составление реестра направленных претензий;
  • мониторинг сроков вручения претензий, проверка состояния оплаты;
  • направление документов в арбитражный суд на выдачу исполнительных приказов или для возбуждения искового производства;
  • проверка результатов выдачи судом исполнительных приказов и возбуждения арбитражных дел (после возбуждения судебных дел – направление необходимых объяснений, ходатайств (об аресте счетов), возражений на отзывы и т.д.);
  • ведение судебных процессов, получение решения суда, исполнительного приказа, решение вопроса об апелляции, направление исполнительных документов в ФССП.

Претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями)

Алгоритм работы по взысканию задолженности с собственников (нанимателей) жилых помещений практически аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии.

Однако важно обратить внимание на идентификаторы должников (ст. 131 ГПК РФ), которых у управляющей организации может не оказаться. В этом случае имеет смысл поискать недостающие данные в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. В резолютивной части заявления важно обратить внимание суда, чтобы он обязательно указал этот идентификатор в своем решении, иначе исполнительный документ не будет принят ФССП согласно подп. «а» п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительное производство

Работа с исполнительным производством также подразделяется на два блока:

  • проверка и ведение существующих исполнительных производств;
  • возбуждение и ведение новых.

В первый блок входят:

  • составление реестра поданных исполнительных документов и формирование дел по каждому из них;
  • составление и направление заявлений в отделы ФССП России о представлении отчета об исполнительных действиях приставов-исполнителей;
  • получение отчетов об исполнительных действиях, их анализ, определение необходимости личного ознакомления с производствами, по которым имеются вопросы;
  • составление плана действий после ознакомления (направление ходатайств, жалоб, заявлений судебным приставам, управлению ФССП по региону, органам прокуратуры и иным госорганам);
  • составление реестра выполненных действий по исполнительным производствам;
  • мониторинг результатов и получение ответов по ходатайствам, заявлениям и жалобам; определение дальнейших действий по исполнительным производствам.

Второй блок включает следующие необходимые действия:

  • составление заявлений о возбуждении исполнительных производств по юридическим и физическим лицам (по возможности подаваемые заявления целесообразно группировать по каждому дому в отдельности);
  • направление указанных заявлений в отделы ФССП нарочным или по почте;
  • составление реестров поданных заявлений на возбуждение исполнительных производств;
  • получение постановлений о возбуждении исполнительных производств;
  • определение сроков окончания исполнительных производств, проверка оплаты по ним.

Рекомендую также перед окончанием срока взыскания по исполнительным производствам в отношении должников, по которым взыскание не осуществилось, лично ознакомиться с материалами исполнительного производства, сфотографировать их. Затем составить необходимые ходатайства, жалобы и подать их. Обязательно составить реестр произведенных действий в рамках исполнительных производств. После этого мониторить судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб и заявлений, и принять решения о дальнейшей судьбе таких исполнительных производств.

В заключение хотелось бы обратить внимание на общий график (план) работы по взысканию долгов за ЖКУ. На мой взгляд, за основу следует брать всех должников по одному дому и работать по нему, впоследствии переходя к следующим домам. Если по взысканию работает один юрист, первую неделю имеет смысл выделить на подготовку документов в суд, включив сюда составление реестра должников, их обзвон, заключение соглашений о рассрочке погашения долгов за ЖКУ, составление претензий, а также заявлений в суд.

Обязательно следует выделить рабочий день (или половину) для проверки составленных документов, даже если они кажутся однотипными. Это очень важная деталь в работе с документами, поскольку человеческий фактор не отменяется, и ошибиться может любой. В противном случае может возникнуть ситуация, когда юрист направит много заявлений в суд с массой технических ошибок и опечаток. Хочу напомнить руководителям УО, что юристы составляют огромное количество документов, и ошибки, к сожалению, бывают всегда и у всех. Поэтому, чтобы предоставить специалистам возможность взыскивать много и эффективно, либо закрывайте глаза на ошибки, не являющиеся существенными (опечатки или описки в словах), либо предоставьте день на проверку и корректировку документов перед их отправкой.

Вторую неделю стоит посвятить исключительно подготовке позиции и составлению документов по находящимся в производстве исковым заявлениям на взыскание долгов в судах. Третью неделю целесообразно выделить под исполнительное производство, а четвертую посвятить подведению итогов работы, получению ответов на заявления, ходатайства, жалобы и работе с ними, составлению планов по дальнейшему взысканию.

Автор: Глебов Никита

Источник: https://www.advgazeta.ru/